Электронное реле системы охлаждения ВАЗ-2103...2108

  

    Биметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора в системе охлаждения двигателя, очень часто выходит из строя. Особенно в жаркую погоду, в условиях интенсивного городского движения, когда электровентилятор работает почти беспрерывно. В результате  контакты датчика включения вентилятора подгорают, а восстановить их,  практически, невозможно. На  рис.1 приведена схема  электронного реле исключающая  подгорание контактов.

 

Схема  электронного реле
Рис.1. Электронное реле системы охлаждения. Схема

 

 В схеме  электронного реле  в качестве датчика используется "штатный" термо-резистивный датчик температуры ТМ106, с помощью которого контролируется температура двигателя.  Основным узлом в схеме является триггер Шмитта, собранный на транзисторах VT1, VT2. Вход триггера подключается к терморезистивному датчику  ТМ106 ( R1). Резистором R2 устанавливается порог срабатывания реле при температуре жидкости 92...94°С. С коллектора транзистора VT2 сигнал управления подается на электронный ключ на транзисторе VT3, который в свою очередь включает исполнительное реле К1 электровентилятора M1 охлаждения двигателя. Стабилитрон VD1 предотвращает ложные срабатывания реле при колебаниях бортового напряжения питания 12 В.

Монтажная плата устанавливается в корпусе любого старого реле типа PC-527, а транзистор VT3 устанавливают под винт на этот корпус для лучшего охлаждения.

 

П.БЕЛЯЦКИЙ,  Новосибирская обл., г.Бердск-9 .