Индикатор  уровня воды в радиаторе

 

  Радиатор автомобиля должен содержать достаточное количество воды.   Значительное уменьшение воды в радиаторе  приведет к перегреву двигателя.

Индикатор  уровня воды в радиаторе  (см. рис. 1), имеет  преимущество, перед аналогичными устройствами, так как при его использовании не возникает электролиза, приводящего к постепенному разрушению стенок радиатора. Применение кремниевых транзисторов делает прибор мало чувствительным к значительным перепадам температуры.

 

Схема прибора для контроля уровня воды в радиаторе
 

Рис.1. Индикатор  уровня воды в радиаторе

 

  Основа прибора - мультивибратор с одним устойчивым состоянием на транзисторах Т2 и Т3. Его нагрузкой служит сигнальная лампа Л7. Транзистор Т4 способствует более четкой фиксации рабочего состояния (открыт - закрыт) транзистора Т2.

  Когда щуп в радиаторе погружен в воду, на базу транзистора Т1 поступает напряжение смещения и он открыт. При этом база и эмиттер транзистора Т2 имеют одинаковый потенциал и этот транзистор будет закрыт. В результате мультивибратор не работает, а сигнальная лампа Л1 обесточена. Диод Д1 защищает базу транзистора T2 от перенапряжений.

  При понижении уровня воды в радиаторе, щуп оказывается в воздухе. В результате этого транзистор Т1 закрывается, а Т2 открывается. Теперь мультивибратор будет работать с частотой, определяемой постоянной времени цепочки R4 С1 (около 2 Гц). Сигнальная лампа Л1 будет вспыхивать с той же частотой, привлекая внимание водителя.

  Конденсатор С1 должен быть бумажным, так как при работе полярность заряда на нем изменяется на обратную. Щуп изготовляют из нержавеющей стали, а пробку для щупа из пластмассы с высокой температурой плавления. Для этих целей можно применить нейлон, фторопласт или лавсан.

  В индикаторе  уровня воды в радиаторе следует применять только кремниевые транзисторы и диоды. Например, транзисторы Т1, Т2 можно взять типа КТ203Б, T3 - КТ602 и Т4 - КТ315 с любым буквенным индексом. Диод типа Д103 или Д106 с любым буквенным индексом.