Зарядное устройство для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов

 

  Для освещения в случае отключения электроэнергии можно использовать импортные фонари и светильники. Источник питания в них — герметичные кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи небольшой емкости, для зарядки которых применяют встроенные примитивные зарядные устройства, не обеспечивающие нормального режима. В результате срок службы батареи уменьшается. Поэтому необходимо применять более совершенные зарядные устройства, исключающие возможную перезарядку батареи.
  Подавляющее большинство промышленных зарядных устройств ориентировано на эксплуатацию совместно с автомобильными аккумуляторными батареями, поэтому их применение для зарядки батарей малой емкости нецелесообразно. Применение специализированных импортных микросхем экономически невыгодно, поскольку цена такой микросхемы порой в несколько раз превышает цена у самого аккумулятора.
  Предлагается вариант зарядного устройства для аккумуляторных батарей , схема которого приведена на рис. 1.
 

 

Схема Зарядное устройство для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов

Рис. 1. Зарядное устройство для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов. Схема


  Мощность, выделяемая на этих резисторах,
Р = R.Iзар2 = 7,5. 0,16 = 1,2 Вт.
Для уменьшения степени нагрева в ЗУ применены два резистора по 15 Ом мощностью 2 Вт, включенных параллельно.
Вычислим сопротивление резистора R9:
R9=Uобр VT2 . R10/(Iзар . R - Uобр VT2)=0,6 . 200/(0,4 . 7,5 - 0.6) = 50 Ом.
Выбираем резистор с ближайшим к рассчитанному сопротивлением 51 Ом.
 


Схема Зарядное устройство для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов

Рис. 1. Зарядное устройство для герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов. Монтажная плата.

 

  В устройстве применены импортные оксидные конденсаторы Реле JZC-20F с напряжением срабатывания 12 В. Можно применить и другое реле, имеющееся в наличии, однако в этом случае придется подкорректировать печатную плату. Диоды 1N4007 (VD1 — VD5) заменимы любыми, выдерживающими ток, минимум вдвое больший зарядного. Указанные на схеме транзисторы допустимо заместить на любые из серий КТ503 (VTI) и KT3I02 (VT2). Вместо микросхемы КР142ЕН12А можно использовать импортный аналог LM317T.
  В любом случае ее надобно разместить на теплоотводе, площадь которого зависит от зарядного тока, напряжения на конденсаторе С1 и АБ. В авторском варианте использован теплоотвод размерами 60x80 мм. Трансформатор Т1 должен обеспечивать на вторичной обмотке переменное напряжение 14...17 В при токе нагрузки приблизительно 0,5 А. Возможно применение трансформатора с большим выходным напряжением, однако это приведет к излишнему нагреванию микросхемы, что потребует увеличения размеров теплоотвода. Светодиоды зеленого (HL1) и красного (HL2) цветов свечения можно заместить любыми имеющимися, которые обеспечивают достаточную для индикации яркость.
Все детали, за исключением сетевого трансформатора, микросхемы и светодиодов, смонтированы на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм, размерами 55x60 мм. Ее чертеж показан на рис. 2.

  Правильно рассчитанное и собранное устройство требует минимального налаживания. При отключенной аккумуляторной батареи подают питание и, подбирая резистор R6, устанавливают на выходе зарядного устройства напряжение 6,75 В. Чтобы проверить работу узла ограничения тока, вместо аккумуляторной батареи кратковременно подключают резистор мощностью 2 Вт сопротивлением приблизительно 10 0м и измеряют протекающий через него ток. Он не должен превышать 0,4...0,45 А. На этом налаживание устройства можно считать законченным.
Плату и трансформатор можно смонтировать внутри корпуса устройства, питаемого от АБ. Если места внутри недостаточно, на корпусе устанавливают подходящий разъем и подключают его непосредственно к АБ. Зарядное устройство в этом случае собирают в отдельном пластмассовом корпусе.
На его передней панели монтируют светодиоды и выключатель питания (на схеме не показан). Для улучшения охлаждения теплоотвод желательно разместить снаружи корпуса устройства. Соединительные провода, идущие к аккумулятору, должны быть минимальной длины и сечением не менее 1мм2.

 Авто обзор всех моделей автомобилей на сайте free-avto.ru .



В. Педяш, г. Одесса, Украина